Магнитка прирастет портами
15.07.05 // RBC-daily
Совет директоров ММК решил усилить присутствие предприятия в крупнейшем дальневосточном торговом порту
Совет директоров ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) принял решение увеличить долю предприятия в ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП). Как сообщается, решение носит принципиальный характер и позволит ММК обеспечить свою транспортную безопасность.
Аналитики считают, что Магнитка будет стремиться приобрести контроль над важным транспортным активом. Ранее через свои дочерние структуры (MMK Metal Worldwide) комбинат приобрел 26,44% акций порта. Весной этого года все эти бумаги были переведены на баланс головной компании, после чего в составе наблюдательного совета порта четыре из двенадцати постов заняли представители ММК.
ВМТП – один из крупнейших портов России, занимающий шестую часть рынка портовых услуг Дальнего Востока. В прошлом году грузооборот порта составил 7 млн. 241 тыс. тонн грузов (почти 60% – металлопродукция), выручка ОАО "ВМТП" (по РСБУ) составила 1,08 млрд. руб., чистая прибыль – 133 млн. руб. Почти половину акционерного капитала компании контролируют структуры, считающиеся дружественными ее менеджменту во главе с президентом Михаилом Робкановым. Менеджмент проявлял заинтересованность в получении полного контроля над предприятием, но намерения ММК не менее решительны.
"Получение контрольных пакетов в важных портах – идея фикс всех металлургических компаний, и Магнитка здесь не исключение, – сказал RBC daily аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Вячеслав Жабин. – Тем более для нее сейчас важно дальневосточное направление экспорта. Китай, а также Индия и ряд других азиатских стран сейчас показывают значительно большие темпы роста металлургического рынка, чем не только Европа и США, но и Россия. Контроль над портом в любом случае уменьшает транспортные издержки ММК и гарантирует четкий ритм перевозок".
Недавно Магнитка уже приняла важное решение о мерах по уменьшению транспортных издержек. Ее дочерняя структура "ММК-транс" объявила о намерениях на 70% увеличить собственный подвижной состав, приобретя в предстоящие три года дополнительно 3 тыс. универсальных полувагонов. За счет этого компания – основной экспедитор грузов Магнитки – может резко увеличить поставки как продукции ММК потребителям, так и поставки сырья на комбинат (поскольку сырьевая проблема сейчас является для него одной из главных).
Как считают эксперты, реализация намерений ММК в отношении Владивостока во многом зависит от того, состоится ли в этом году аукцион по продаже 19,98% акций ОАО "ВМТП", которые до сих пор числятся на балансе реформируемого РФФИ. Этот пакет неоднократно включался в план приватизации и раньше, но каждый раз сроки аукциона передвигались. Сейчас на пути организации конкурса лежит решение судебных властей Приморья, которые запретили продажу госпакета до вынесения вердикта по делу, касающемуся законности предыдущего приватизационного конкурса (проведенного в 90-е года, когда был продан основной госпакет – работники предприятия считают, что при этом были нарушены их законные права). Однако эксперты полагают, что если государство будет сильно заинтересовано в продаже своей доли в ВМТП, продажа состоится "при любой погоде".
"В принципе, сейчас неплохой момент для продажи этого актива с точки зрения государства, – считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова, – хотя это не значит, что аукцион обязательно состоится в этом году. В любом случае ММК придется добирать контрольный пакет за счет миноритариев, дружественных менеджменту порта – это не самая простая задача, но Магнитка будет стремиться ее выполнить, учитывая, сколь значим для нее порт и поставки в страны ЮВА".
"Насколько известно, среди участников рынка есть серьезная надежда на то, что аукцион будет проведен в этом году, – сказал RBC daily аналитик ИК "ЦентрИнвест" Михаил Ганелин. – В его преддверии идет оживленная скупка акций – считается, что ее ведут структуры, дружественные ММК, но я не исключаю и фактора "третьей силы". В получении госпакета могут быть заинтересованы и другие меткомбинаты – "Северсталь", "ЕвразХолдинг". Скупив на рынке небольшой пакет, а затем – после возможной победы на аукционе – увеличив его до блокирующего, эта "третья сила" могла бы серьезно влиять на ход событий, и с ней пришлось бы договариваться. Впрочем, договариваться – хотя бы менеджменту ВМТП с руководством Магнитки – придется в любом случае".
Как считают эксперты, если приватизационный аукцион по ВМТП все-таки будет проведен, то его результаты могут быть достаточно неожиданными – от появления "третьей силы" и обострения борьбы до, наоборот, снижения ее накала в результате предварительной договоренности между заинтересованными сторонами. Точно такая же ситуация была при продаже 17% госпакета самой Магнитки в декабре прошлого года: ожидавшейся серьезной борьбы не получилось, поскольку СГ "Мечел" от этой борьбы в последний момент отказалась и пакет легко достался команде президента ММК. Но пока существует неопределенность по поводу приватизации госпакета ВМТП, все предварительные соображения насчет расклада сил носят достаточно умозрительный характер.
Алексей Виноградов, Отдел экономики
|