Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, ОАО -

Железная контратака

07.12.05 // Укррудпром


В прошлую пятницу на совещании российской Федеральной службы по тарифам (ФСТ) было принято предварительное решение не продлевать действие льготных тарифов на транспортировку украинской железорудной продукции (ЖРП) по железным дорогам Российской Федерации. Можно не сомневаться, что окончательная резолюция будет вынесена на заседании правления ФСТ, которое состоится 9-го или 15-го декабря текущего года.

Истоки льготной тарификации перевозок отечественной ЖРП по России следует искать в противостоянии владельцев Магнитогорского меткомбината (ММК) с российскими предприятиями-поставщиками железорудного сырья, подконтрольными Алишеру Усманову. Данное противостояние развернулось в начале 2005 года, рассказывает "УкрРудПрому" собеседник в Министерстве промышленности и энергетики РФ, после приобретения "группой Усманова" контроля над одним из последних относительно независимых российских производителей ЖРП – Михайловским ГОКом (МГОК). Практически сразу после этого приобретения руководители указанной группы обратились к ведущему собственнику Магнитогорского меткомбината (ММК), председателю Совета директоров комбината Виктору Рашникову с предложением об объединении активов – однако получили отказ. Не изменилась позиция г-на Рашникова и после того, как "группа Усманова – Анисимова" договорилась об "объединении усилий" с владельцами казахстанского Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного объединения (ССГПО), продолжают в профильном министерстве РФ.

В итоге такой "несговорчивости", пояснили "УкрРудПрому" на ММК, уже к середине мая 2005 года и МГОК, и ССГПО, и еще один российский ГОК – Лебединский (ЛГОК) – также контролируемый "группой Усманова", прекратили поставки ЖРП на комбинат.

Подобная ситуация могла привести к практически полной остановке поставок ЖРП на предприятие – ССГПО традиционно поставляло на ММК около 70% от потребляемого комбинатом железорудного сырья, МГОК и ЛГОК – вместе еще около 20%. Таким образом, в одночасье ММК утратил возможность получать порядка 90% постоянно требуемой ЖРП, констатирует сразу несколько отраслевых экспертов.

Естественно, в таких условиях руководство комбината задействовало "подстраховочные" варианты сырьевого снабжения. Так, если еще в начале апреля правительство РФ отменило 5%-ую пошлину на импорт железной руды, то уже 31 мая коллегия ФСТ удовлетворила официальную просьбу ММК о предоставлении исключительного тарифа на железнодорожную перевозку украинской ЖРП по России. Причина такой просьбы проста: с возникновением кризиса поставок железорудной продукции ММК начал ее массовые закупки на украинском Полтавском ГОКе (ПГОК).

В итоге изменения тарифа, отмечает в беседе с "УкрРудПромом" начальник отдела железорудного сырья ММК Сергей Васильев, через некоторое время отношения предприятия с "недружественными" ГОКами, по сути, стабилизировались: если в пиковый момент "сырьевого кризиса" поставки украинской ЖРП в структуре ее потребления на ММК достигли 50%, то после введения исключительных тарифных ставок снова снизились до 15%.

Впрочем, все наши компетентные собеседники акцентируют, что ни летнее ослабление конфликта ММК с "группой Усманова", ни наметившаяся к осени 2005 года стабилизация цен и вообще взаимоотношений на рынке железорудного сырья РФ не позволяют говорить о сколь-нибудь долгосрочной "победе" метпредприятий в борьбе за более дешевую ЖРП и диверсификацию источников ее поставок. Ведь, в свою очередь, производители и поставщики железной руды также имеют хорошие лоббистские позиции во властных верхах Федерации. И летний успех металлургов заставил продавцов ЖРП активизировать усилия, направленные на изменение ситуации в свою пользу.

Первым ярким проявлением данной активизации стала оживленная раскрутка со стороны ЗАО "Металлоинвест", контролируемого "группой Усманова-Анисимова", идеи создания единой международной горнорудной корпорации под рабочим названием "Евразийская горно-металлургическая компания".

Второй повод говорить об усилении позиций российских железорудных компаний в противостоянии с металлургическими возник как раз в связи с требованием двух профильных министерств РФ не продлевать исключительные тарифы на перевозку отечественной ЖРП по России. Как сообщают источники "УкрРудПрома" в правительстве России, именно на таком варианте развития событий настаивало руководство Минпромэнерго РФ, а также и Минэкономразвития и торговли. Кроме того, если еще в начале ноября нынешнего года федеральный Минтранс был не против сохранения льготной тарификации, то уже к концу месяца его позиция изменилась на противоположную.

Более того, экспорт украинского железорудного сырья в РФ приобрел тенденцию к определенному сокращению еще в конце лета – задолго до возможного решения российской ФСТ не продлять действие исключительных ж-д тарифов. Так, по данным источника "УкрРудПрома" в российском Минпромэнерго, если в мае 2005 года продажи отечественных окатышей в Россию составили примерно 45 тыс. тонн, в июне подскочили сразу до 352 тыс. тонн, а в июле 2005 года – до порядка 648 тыс. тонн, то уже в августе снова резко снизились – до 381 тыс. тонн, а в сентябре экспорт окатышей из Украины в РФ упал до 251 тыс. тонн. И если начиная с апреля сбыт окатышей всех горнорудных предприятий "группы Усманова" на российском рынке поступательно падал, то к концу лета он начал так же поступательно расти, достигнув в сентябре 2005 года для МГОКа приблизительно 236 тыс. тонн, для ЛГОКа – 359 тыс. тонн, для ССГПО – 176 тыс. тонн.

Кстати, схожим образом развивается ситуация и на рынке железорудного концентрата РФ. Так, в июне 2005 года Северный ГОК (СевГОК) отгрузил 70 тыс. тонн продукции, в июле – только 43 тыс. тонн, а уже в августе поставки снова вернулись к "нулевому" уровню начала года.

Таким образом, есть целый ряд оснований утверждать, что влияние "группы Усманова" в последнее время в России возросло. С другой стороны, у украинских ГОКов есть весомые основания для сохранения позиций, достигнутых на российских рынках. Так, на Северном ГОКе обращают внимание, что железнодорожные тарифы в РФ не являются фиксированными, а это увеличивает шансы метпредприятий России на заключение с "Российскими железными дорогами" соглашений об индивидуальных тарифах на транспортировку украинской ЖРП.

Тем более, что практически сразу после "предварительного" решения ФСТ руководство ММК заявило об отказе предприятия от поставок ЖРП со ЛГОКа и МГОКа. Как видим, есть весомые основания утверждать, что борьба далеко не закончена.

Сергей КАРЕЛИН


Обзоры предприятий: МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, ОАО -

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru