Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Темы >

Мировой рынок алюминия в январе 2004 года

14.01.04 // KZ-today


Несмотря на большие запасы алюминия на биржевых складах во всем мире (1 млн. 420 тыс. тонн на LME и 160 тыс. тонн на COMEX), на Лондонской бирже металлов продолжается рост цен. Если средняя цена наличного алюминия в ноябре составляла $1508, то в декабре повысилась до $1555, а 6 января 2004 г. - до $1604 за тонну.

Напомним, что в августе прошлого года Лондонская биржа металлов начала расследование по поводу сговора трейдеров для подъема цен. Сейчас расследование закончено. Торговцев, беспрецедентно взвинтивших цену на металл, ждут серьезные неприятности. Как говорится в "Отчете об официальном расследовании на алюминиевом рынке", руководство биржи столкнулось с ситуацией, когда производство металла достигло исторического максимума, складские запасы высоки, а на спотовом рынке его не хватало. Все перечисленные выше обстоятельства привели руководство биржи к мысли о том, что алюминиевые трейдеры намеренно взвинчивают цены на спотовом рынке (рынке наличного металла).

Как сказал директор по маркетингу LME Майкл Кроу, подобное расследование деятельности алюминиевых трейдеров уже проводилось в 1999 г., но никаких свидетельств против них обнаружено не было. М.Кроу также сообщил, что пока в интересах следствия невозможно обнародовать названия алюминиевых компаний, участвовавших в сговоре.

Отметим, что в резком скачке цен на алюминий заинтересованы не столько сами алюминиевые компании, сколько так называемые хэдж-фонды. Если эти фонды замечают, что в той или иной отрасли наблюдается промышленный рост, то они умышленно играют на бирже на длинных позициях, чтобы таким образом взвинтить цены на продукцию. Одним из показателей процветания отрасли также является рост производительных сил, этот фактор также подталкивает хэдж-фонды к искусственному "разгону" цен на алюминий. То, что сейчас происходит в мировой алюминиевой промышленности, исключительное явление. Рост цен на алюминий в 2003 г. достиг 15-20%, при том, что традиционно эта цифра составляла не более 5-10% (цены на алюминий считаются самыми стабильными, и резкие колебания на этом рынке - редкость).

Однако причинами бурного роста цен на алюминий в последние месяцы, скорее всего, является оживление экономики США, стран Юго-Восточной Азии и Японии. Алюминий - это индикатор состояния потребительского рынка и многих отраслей промышленности (автомобильной, строительной, тароупаковочной), и, как известно, темпы роста в алюминиевой промышленности опережают темпы роста ВВП в мировой экономике. Поэтому высокие цены на алюминий связаны более с экономическим подъемом в мире, нежели с какими-то другими факторами. Хотя крупные спекуляции тоже имеют место.

Сейчас положительная динамика спроса на алюминий и рост цен во многом определяется также растущим потреблением алюминия со стороны Китая, который является крупнейшим в мире производителем "крылатого металла" (в 2003 году экспортировал более 900 тыс. тонн). Цена на глинозем также пошла вверх из-за активных закупок Китаем. Нехватка глинозема на мировом рынке усиливается, а потому цена растет до $10 за неделю и превысила $400 за тонну. При этом у китайских алюминиевых заводов две альтернативы - покупать и перерабатывать глинозем себе в убыток или задерживать ввод в строй уже построенные новые мощности. Китайская компания Aluminum Corporation of China Limited (Chalco) подняла в конце декабря цену продажи выпускаемого ею глинозема до $447 за тонну, что на 12% превышает прежнюю цену. Chalco уже в седьмой раз за год повышает цену на глинозем в соответствии с изменениями на его рынке. Это оказывает давление на цену отечественного глинозема при дефиците его поставок. Производительность китайских алюминиевых заводов продолжает существенно увеличиваться, в то время как складские запасы глинозема у производителей сокращаются, в результате чего растет дефицит поставок глинозема на местном рынке.

По сообщению Reuters, в 2003 г. объем производства алюминия в Китае составил, по предварительным данным, 5,5 млн. т, или на 1 млн. т (на 22%) больше по сравнению с 2002 годом. Объем потребления глинозема в стране в 2003 году достиг 11,5 млн. т. В 2003 г. Китай импортировал более 5 млн. т глинозема и стал крупнейшим мировым импортером этого сырья. Основной отечественный производитель глинозема компания Aluminum Corporation of China Ltd. (Chalco) не может удовлетворить потребности всех заводов. В 2004 г. в Китае предполагают произвести около 6,6 млн. т глинозема при потребности в 12-13 млн. т. Китайские производители первичного алюминия стараются заключить долгосрочные договора на поставку глинозема с Chalco, так как ее цены ниже, чем цены на импортный глинозем. На китайском рынке цена-спот на австралийский глинозем сейчас составляет около $568 за тонну, в то время как цена глинозема, поставляемого компанией Chalco по контрактам 2003 г., была около $400. Chalco изменила политику внутренних поставок глинозема, сконцентрировавшись на нескольких алюминиевых заводах. На последней ежегодной встрече со своими покупателями в конце ноября Chalco заявила, что она не будет больше поставлять глинозем тем заводам, которые являются её должниками или не следуют требованиям государства. В связи с новой политикой компании примерно 26 алюминиевых заводов, ранее покупавших глинозем у Chalco, не были приглашены на ежегодную встречу и не попали в число будущих покупателей. Chalco поощряет производителей алюминия, которые, следуя политике государства, закрывают старые предприятия и строят новые современные. Правительство Китая требует закрыть все устаревшие алюминиевые заводы, работающие по технологии Седерберга до конца 2005 г. Это потребует вывести из эксплуатации 1,3 млн. тонн в год мощностей по производству первичного алюминия.

Недавно Chalco сообщила, что она заключила долгосрочные контракты на поставку глинозема в количестве 1,3 млн. т в год с 17-ю китайскими алюминиевыми заводами. Поставки будут осуществляться в течение трех лет, начиная с 2004 г. В 2003 г. Chalco выпустила около 6 млн. т глинозема, в 2004 году планирует произвести 6,5, в 2005 г. - 7,3 млн. т глинозема и 1,5 млн. т первичного алюминия.

Все большее влияние на мировой рынок начинают оказывать и компании Индии. Индийская компания Sterlite Industies Ltd. планирует инвестировать в течение трех лет $2 млрд. в увеличение мощностей по выпуску первичного алюминия, меди и цинка. Мощность алюминиевого завода Korba будет увеличена со 110 до 350 тыс. т в год при стоимости $750 млн. Компания разрабатывает проект строительства глиноземного завода мощностью 1,4 млн. т в год и стоимостью $800 млн. в штате Орисса. Конкурирующие индийские компании Hindalco и Indal также имеют план сооружения глиноземного завода в богатом бокситами штате Орисса (проект Utkal Alumina International), но в отличие от их проекта с участием канадской Alcan проект компании Sterlite является целиком индийским без участия иностранных инвесторов, хотя компания и не исключает полностью возможность иностранного участия на более поздней стадии развития проекта. А правительственная комиссия уже дала разрешение на строительство четырех глиноземных заводов общей мощностью 4 млн. т. Комиссия была учреждена после стычки полиции с местными жителями, протестовавшими против строительства глиноземного завода вблизи г.Рэйагада. Комиссия признала возможность нанесения урона окружающей среде, но заявила, что штат не может игнорировать экономический потенциал, заключенный в его природных ресурсах, и придется соблюдать баланс между необходимостью экономического роста и экологической безопасностью.

В мировую алюминиевую гонку включаются и компания Южной Африки. BHP Billiton объявила о том, что ее алюминиевый завод Hillside, расположенный в Южной Африке, заработал на полную мощность. В настоящий момент объем производства предприятия составляет 620 тыс. т. Завод производит, в основном, первичный алюминий, и львиная доля выпускаемой продукции будет поставляться на экспорт. Напомним, что алюминиевый завод Hillside начал функционировать в начале октября, а инвестиции в его строительство составили более $449 млн. Теперь же Hillside является крупнейшим алюминиевым заводом в Южном полушарии.

Но будущее южноафриканского алюминиевого завода Coega стоимостью $1,7 млрд. остается туманным, так как канадская компания Alcan заявила о пересмотре этого проекта в ЮАР. В первую очередь Alcan намерена выполнить свои обязательства перед Европейской комиссией и избавиться от производств плоского проката в Европе, а затем заняться этим проектом. Alcan планирует расширение мощностей алюминиевых заводов в Австралии и Канаде и должна учитывать возможность образования избытка мощностей в отрасли. И все же производство алюминия в ЮАР в 2004 г. будет увеличиваться, несмотря на неопределенность по проекту Coega, которая возникла после того, как канадская компания Alcan поглотила французскую компанию Pechiney. На сегодняшний день мощности ЮАР по выпуску первичного алюминия составляют 780 тыс. тонн в год.

В мировой алюминиевой гонке важное место принадлежит и России. Амбициозные планы российских алюминщиков удвоить в ближайшие 10 лет производство алюминия вполне реализуемы благодаря позитивной динамике спроса на алюминий, растущим ценам на металл и низкой себестоимости его производства в России. Если объявленные планы по вводу новых мощностей обеих российских алюминиевых компаний - Русского алюминия и СУАЛа - будут реализованы, производство первичного алюминия может возрасти в России вдвое по сравнению с 3,3 млн. тонн, произведенных в 2002 году. Рост мирового потребления алюминия в ближайшие годы будет держаться на уровне трех-четырех процентов, а у российского алюминия есть важнейшие преимущества - дешевая электроэнергия и дешевая рабочая сила. И именно за счет этой дешевизны и будут вытесняться конкуренты.

В 2003 году РусАл объявила о планах увеличения производства первичного алюминия на 520 тыс. тонн в течение пяти лет как за счет увеличения мощностей Саяногорского алюминиевого завода на 270 тыс. тонн, так и строительства нового завода в Иркутской области - Алюком-Тайшет мощностью до 250 тыс. тонн, что потребует примерно $1,2 млрд. РусАл обладает значительными конкурентными преимуществами по производству первичного алюминия, которые позволяют компании планировать увеличение мощностей по производству алюминия в два раза в течение 10 лет за счет повышения эффективности существующих мощностей, расширения действующих заводов и строительства новых.

СУАЛ также реализует амбициозный проект "Коми Алюминий", предполагающий строительство глиноземного завода мощностью 1,4 млн. тонн и алюминиевого завода мощностью 500 тыс. тонн. Общие инвестиции в этот проект оцениваются в $2,1 млрд. Кроме того, в будущем компания рассматривает возможность реализации алюминиевого проекта КАЗ-2 в Мурманской области, возможная мощность которого оценивается не более чем в 300 тыс. тонн, строительства пятой серии электролиза на Иркутском алюминиевом заводе, которая может увеличить его мощности почти до 490 тыс. тонн. Отметим, что себестоимость производства алюминия в России ниже среднемировой процентов на десять, поэтому при условии сохранения конкурентоспособной себестоимости строить здесь дополнительные алюминиевые мощности выгодно.

Выгодно это сделать также Казахстану, который имеет большие запасы бокситов. За 11 месяцев прошлого года в Казахстане добыто 4,3 млн. тонн бокситов и выпущено 1,3 млн. тонн глинозема.

В сложившейся ситуации дальнейший рост цен на мировом рынке алюминия на ближайший месяц маловероятен.


Обзоры предприятий:

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru