Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > УСТЬ-КАМЕНОГОРСКИЙ ТИТАНО-МАГНИЕВЫЙ КОМБИНАТ, АООТ

Стремление в лидеры

10.06.06 // Эксперт


Намечающийся передел на мировом рынке титана может позволить Усть-Каменогорскому титаномагниевому комбинату занять лидирующие позиции в этой специфической отрасли. Первые заказы у отечественного производителя, благодаря которым могут сбыться столь оптимистичные прогнозы, уже появились

Один из крупнейших производителей титановой губки в мире – казахстанское АО "Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат" (УКТМК) – заключил с авиастроительной корпорацией Airbus договор на поставку титановой губки американской компании RTI International Metals Inc. Она же в свою очередь будет поставлять Airbus уже готовую продукцию – металлический титан. На УКТМК данную информацию "Эксперту Казахстан" не подтвердили, но и не опровергли, сославшись на "конфиденциальность информации".

На сегодняшний день доля казахстанского титаномагниевого комбината на мировом рынке титановой губки (сырья для производства титана) составляет примерно 20%, а на американском – 50%. При этом предприятие не застраховано от финансовых потрясений. К примеру, в I квартале нынешнего года чистая прибыль УКТМК снизилась на 56,3% (до 109,2 млн. тенге) по сравнению с показателями 2005 года, так как себестоимость продукции выросла с 2,792 млрд. тенге до 3,445 млрд. В то же время доход компании от реализации готовой продукции в I квартале составил 3,980 млрд. тенге, в прошлом – 3,339 млрд. согласно финансовому отчету компании, предоставленному на Казахстанскую фондовую биржу.

Опять подъем

В данное время мировой рынок титана находится на подъеме, что обусловлено возрастающим спросом на этот металл со стороны авиастроительной отрасли, на долю которой приходится практически половина от потребляемого в мире титана. По мнению специалистов, спрос на титановую губку в мире будет расти с учетом того, что новые модели самолетов компаний Airbus и Boeing требуют в два или три раза больше титана, чем большинство сегодняшних моделей самолетов. "Это потому что авиастроители намерены повысить экономичность использования топлива в связи с увеличением цены на нефть", – заявил в конце прошлого года президент японской компании Sumitomo Titanium Corp. Масааки Тачибана.

Некоторые эксперты полагают, что динамика потребления титана будет расти по крайней мере в течение ближайших 3 лет. Другие считают, что оно будет расти и в долгосрочной перспективе. По оценкам председателя компании Airbus Industries Джонатана Скоффилда, количество самолетов, используемых в гражданской авиации, вырастет к 2019 году почти в два раза – до 19 тыс., что, естественно, повлечет за собой рост спроса и на титан, и на титановую губку.

Согласно данным британской консалтинговой компании Roskill, в 2000 году общемировое потребление титана и титаносодержащих продуктов составило 56 тыс. тонн. Кроме того, еще 29 тыс. тонн в виде ферротитана пошли на нужды производителей стали и прочих сплавов. Титановой же губки в том же году было произведено порядка 51 тыс. тонн (однако в данном случае не учитывалась продукция американских компаний). В 2005 году объем производства составлял уже 90 тыс. тонн, 15 тыс. из которых пришлось на АО "Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат".

Смена лидера?

Основными конкурентами казахстанского комбината являются российский титановый гигант "ВСМПО-Ависма", Запорожский титаномагниевый комбинат (Украина), японские компании Toho Titanium Co. Ltd.и Sumitomo Titanium Co. Ltd., а также американская Timet.

Наиболее сильным игроком на международном титановом рынке является "ВСМПО-Ависма", производящая слитки, а также все виды продукции из титановых сплавов. Ее доля на рынке составляет 35–40%. Недавно появились сообщения о том, что российский титановый гигант может перейти под контроль государства и правительство уже официально объявило о своем желании войти в капитал корпорации. Крупнейшие авиастроительные компании Airbus и Boeing, у которых с ВСМПО заключены долгосрочные контракты на поставку титана, высказали опасения, что в этом случае значительная часть производимого корпорацией титана будет оставаться в стране, обеспечивая потребности российской авиастроительной промышленности. В попытке "Рособоронэкспорта" взять под свой контроль "ВСМПО-Ависма" некоторые аналитики усмотрели схожесть с делом ЮКОСа.

Однако глава концерна Владислав Тетюхин, владеющий 32−процентным пакетом акций, заявил, что все обязательства по поставкам титана будут выполняться. Но не все склонны доверять обнадеживающим обещаниям г-на Тетюхина. Если же скептики окажутся правы, то данная ситуация может сыграть на руку нашему УКТМК. Сейчас "ВСМПО-Ависма" производит 30 тыс. тонн титана в год, 75% из которых экспортирует. Если продукция концерна будет оседать в России, то необходимо будет в срочном порядке заполнять образовавшийся вакуум. Кто сможет это сделать? Либо японские компании, которые, кстати, уже находятся в предвкушении небывалых прибылей (Масааки Тачибана заявил, что "внимательно следит за развитием событий"), либо американцы. Последние, недовольные конкуренцией со стороны России, постараются не упустить возможностей, плывущих им в руки. Есть только одно но. Если у японцев есть свое сырье (титановая губка) и они с каждым годом наращивают ее производство, по данным Японской титановой ассоциации, производство титановой губки в этом году вырастет на 17,8% – до 36 тыс. тонн, то американцы производят лишь около 9 тыс. тонн в год. "Но при этом в США в значительных объемах – 35 тыс. тонн – производится металлический титан и прокат", – сказал "Эксперту Казахстан" Владимир Катунин, аналитик компании "Атон".

Видя мировой спрос на титан, американские компании решили модернизировать свои предприятия, дабы увеличить объемы производства. Так, Timet вложила 38 млн. долларов в расширение своего предприятия в штате Невада. Планируется, что объем выпускаемой продукции вырастет к 2007 году на 40% – до 4 тыс. тонн титана. В 2007 году модернизация будет завершена, и тогда завод сможет производить дополнительно 4 тыс. тонн титана в год. Allegheny Technologies возобновляет производство титановой губки на своем заводе, простаивавшем с 2001 года, в Орегоне.

Однако даже в том случае, если в США и вырастет производство титановой губки, американским компаниям вряд ли удастся перекрыть мировые потребности в этом виде сырья. Таким образом, Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат, который и сейчас занимает третье место в мире, может еще более укрепить свои позиции на рынке. И для этого у него, в принципе, есть все возможности. В советское время комбинат производил 22 тыс. тонн титановой губки. Кроме того, у УКТМК есть собственная горнорудная база. Считается, что разрабатываемые комбинатом месторождения (Сатпаевское, Обуховское и Шокаш) смогут обеспечить его потребности в необходимом сырье более чем на 100 лет.

Анастасия Моторина


Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru