Норникель поддержат на плаву
19.07.06 // RBC-daily
Флот компании пополнится четырьмя новыми судами
Вчера ГМК "Норильский никель" подписала с немецкой верфью Aker MTW Werft GmbH контракт на строительство четырех контейнеровозов усиленного ледового класса на сумму 320 млн. евро. Эксперты считают, что ввод в строй новых судов позволит не только свести на нет зависимость "Норникеля" от услуг Мурманского морского пароходства, но и снизить риски компании, связанные с транспортировкой грузов в регионе.
На долю "Норникеля" приходится более 20% мирового производства никеля, более 10% – кобальта, 3% – меди (на отечественном рынке – 96%, 95% и 55% соответственно). Чистая прибыль "Норникеля" по МСФО за 2005 год выросла по сравнению с 2004 годом на 26,65%, до 2,35 млрд. долл. Выручка компании от реализации металлов за указанный период увеличилась на 8,7%, до 7,2 млрд. долл., валовая прибыль – на 14,3%, до 4,18 млрд. долл., операционная прибыль – на 22,9%, до 3,28 млрд. долл., прибыль до налогообложения – на 24,3%, до 3,12 млрд. долл.
По условиям контракта с немецкими судостроителями, арктические суда должны быть поставлены в период с третьего квартала 2008 г. по первый квартал 2009 г. Контракт предусматривает возможность размещения заказа на строительство пятого арктического контейнеровоза. Как сообщили RBC daily в пресс-службе "Норникеля", ввод судов в строй запланирован к моменту ввода в эксплуатацию строящегося контейнерного терминала в Мурманске. Эксплуатацией судов будет заниматься транспортно-логистический блок "Норникеля", который находится в стадии формирования.
В настоящее время грузопоток между портом Дудинка и Большой землей обслуживается Мурманским морским пароходством (ММП), использующим для проводки караванов судов ледоколы. Таким образом, схема доставки грузов является громоздкой и затратной. В апреле к порту Мурманск был приписан дизель-электроход "Норильский никель" – первенец ледового флота ГМК. Судно водоизмещением 14,5 тыс. тонн обладает рядом уникальных качеств и может находиться в автономном плавании в арктических водах при толщине льда 1–1,5 м. Судно успешно прошло ледовые испытания с началом навигации на Северном морском пути.
Как стало известно RBC daily от бывшего высокопоставленного сотрудника ММП, перевозки грузов "Норникеля" приносят судоходной компании порядка 140–150 млн. долл. в год, что составляет примерно 40% ее выручки. Морским путем "Норникель" доставляет на Таймырский полуостров порядка 400 тыс. тонн грузов северного завоза и вывозит 400 тыс. тонн продукции ГМК, направляющейся на экспорт. Ввод в строй четырех новых контейнеровозов ледового класса позволит металлургической компании частично освободиться от сложившейся зависимости от Мурманского пароходства и связанных с ней рисков. Полностью отказаться от сторонних услуг "Норникелю" не удастся, потому что толщина льда на отдельных участках Северного морского пути доходит до 7–10 м, как считают в ММП, для прохода по этим участкам в начале навигации на Северном морском пути новым судам "Норникеля" понадобится сопровождение ледоколов.
Максим Шахов, Отдел компаний
|