Факторы роста спроса на алюминий в 2011 году
12.01.11 // Инвесткафе
Автомобильная и строительная отрасли в США и Европе постепенно восстанавливаются, несмотря на ряд проблем в долговой и валютной сферах. Российский автопром, хоть и является каплей в море, также имеет все шансы продолжить свой рост в 2011 году, что создаст дополнительный спрос (уже внутренний). Китай, хотя здесь идет процесс закручивания гаек, продолжает потреблять алюминий и уже стал чистым нетто-импортером этого металла.
С июня 2010 года цены на алюминий выросли на 29% с $1940 до $2500 за тонну. По предварительным оценкам, мировой спрос за прошлый год увеличился на 25% по сравнению с 2009. В этом году ожидается дальнейшее увеличение потребления "крылатого металла" до 44 млн. тонн (+8%).
Несмотря на все проблемы, присущие экономике США и Еврозоны, там наблюдается рост в автомобильной, транспортной и упаковочной отраслях. Если будет продолжена политика ослабления евро, то это положительно скажется на европейском экспорте — на той же автомобильной отрасли, что приведет к увеличению спроса на металл. В меньшей степени это относится к строительной сфере, которая пока сдерживается проблемами с суверенными долгами. При нормализации долгового кризиса и сокращении уровня безработицы, можно ожидать серьезного ускорения развития этой отрасли в целом. Напротив, в Индии и Китае бум в сфере строительства уже вызвал всплеск спроса. Несмотря на закручивание гаек в экономике Китая, можно рассчитывать на продолжение процесса урбанизации, что поддержит суммарный спрос со стороны этой страны.
Уже в 2010 году Китай начал сокращать выпуск алюминия и стал чистым нетто-импортером, ввезя в страну более 38 тыс. тонн. Китай сокращает производство из-за ограничения поставок электроэнергии и прекращения эксплуатации устаревших производств — остановлено 1,5 млн. тонн алюминиевых мощностей. Если эти мощности так и останутся законсервированными, а стоимость электроэнергии в Поднебесной будет дальше расти, то к 2015 импорт Китая может составить 3-4 млн. тонн.
В России рост внутреннего спроса на алюминий ожидается на уровне 22-25%. В первую очередь это связано с осуществлением инфраструктурных проектов по строительству в рамках подготовки к Олимпиаде, чемпионату мира по футболу и пр. Не стоит забывать и резкое оживление автомобилестроения — программа по утилизации продлена, новые правила промсборки предполагают серьезное наращивание мощностей, и прогнозы продаж автомобилей пока весьма оптимистичны. На фоне столь радужных перспектив компания Русал намерена содействовать росту потребления алюминия в РФ и развитию экспорта из страны, о чем представитель компании не преминул заявить на открытом заседании РСПМ в декабре прошлого года.
Сюда же можно добавить еще один спекулятивный фактор: продолжающееся ослабление доллара побуждает инвесторов вкладывать средства в товарные рынки. В том числе и в "крылатый металл". Также многие игроки рынка цветных металлов давно говорят о создании алюминиевых ETF — если подобное будет реализовано, то это "заблокирует" несколько миллионов тонн металла на несколько лет.
Факторы, которые должны оказать поддержку ценам на алюминий в 2011:
- Постепенное восстановление в секторах автомобилестроения, строительства, упаковки в Европе, США и Японии.
- Потенциальное разрешение долговых проблем Еврозоны — рост в строительстве.
- Китай существенно сокращает производство при сохранении спроса.
- Рост спроса на внутреннем рынке России в связи с реализацией инфраструктурных проектов.
- Ослабление доллара и евро стимулируют вложения в сырьевые товары.
- Возможное создание алюминиевых ETF может резко уменьшить предложение металла.
Вышеперечисленные соображения подкрепляют идею дальнейшего роста цен на алюминий в течение 2011 года. Если события будут развиваться в рамках данного сценария, то это может благоприятно отразиться на результатах работы как иностранных, так и отечественных компаний-производителей.
Марк Шерман, Инвесткафе
|