А.Мордашов: Вялый рынок стали оставит без наличности более половины металлургов
03.03.14 // REUTERS
Слабый подъем цен на сталь оставит больше половины металлургических компаний мира с отрицательным потоком денежных средств в этом году, сказал в интервью Рейтер стальной магнат Алексей Мордашов. «Очевидно, что сегодняшних цен недостаточно для того, чтобы в целом отрасль вышла в позитивный cash flow. Я думаю, что ситуация, когда 60 процентов металлургических компаний находится в зоне отрицательного cash flow, будет оставаться актуальной и в 2014 году».
Стальные компании терпят убытки и списывают внушительные суммы на фоне по-прежнему вялого спроса на стальную продукцию в экономящей Европе и хронического перепроизводства в отрасли.
Северсталь в последнем квартале списала почти $430 миллионов в основном из-за обесценения американского угольного актива и ослабления рубля.
В сложных условиях на рынке, когда замедляются инвестиции в строительство, спрос на машины и дома падает, металлурги, такие как Северсталь, вынуждены экономить, в том числе идти на сокращения персонала.
«Конечно, в этом году определенные сокращения будут, они происходят у нас каждый год. В этом году в районе 2-3 процентов по всей группе», - сказал миллиардер Мордашов, состояние которого журнал Forbes оценивает в $12,8 миллиарда. По данным компании, количество ее сотрудников в 2013 году составляло около 63.000 человек.
Акции Северстали, основной стальной завод которой - построенное в послевоенные годы предприятие в Череповце Вологодской области, с начала года подешевели на 8 процентов на Московской фондовой бирже. По итогам торгов четверга котировки снизились на 1,2 процента до 291 рубля за штуку.
Индикативные цены на стальную арматуру в Китае находятся на уровне около $540 за тонну, более чем в два раза ниже по сравнению с пиком 2009 года в $1.100 за тонну.
ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН ЖДАТЬ НЕ СТОИТ
Помимо российских сталелитейных и сырьевых предприятий у Северстали есть стальные и угольные активы в США и проекты добычи руды в Африке.
Существенных изменений цен на сталь и ключевое сырье для ее производства - железную руду - ждать не стоит, сказал Мордашов.
«Цены (на сталь в этом году) будут, может быть, чуть-чуть лучше, примерно те же самые, что и в прошлом году».
Цены перестали радовать металлургов в 2009 году, когда после пика свыше $1.000 в середине 2008 года они рухнули до $400 за тонну горячекатаного проката, а потом, несколько восстановившись, вновь обрушились в 2013 году.
Сейчас на Лондонской бирже металлов стальная заготовка (полуфабрикат, основной экспортный продукт российских металлургов) стоит $365 за тонну, тогда как на начало 2012 года цена достигала $500-$530 за тонну.
«В наших прогнозах мы исходим из стабильного спреда между ценой на стальную продукцию и сырье для ее производства... Общие тренды, которые мы видели в 2013 году, останутся и в 2014 году».
Мордашов не стал прогнозировать цены на железную руду в этом году из-за большого числа неопределенных факторов на рынке, включая ввод новых мощностей, исчерпание старых, динамику потребления стали и сырья, а также роста ломосбора.
«Все это вместе создает большую волатильность на рынке, поэтому давать прогнозы очень сложно».
Металлурги сообща объявили повышение цен на сталь в марте, чтобы подтянуть цены внутреннего рынка РФ к экспортным после обвала курса рубля.
«Мы считаем, что уровень развития отрасли, рост издержек в целом не дает ценам сильно упасть. Мы не видим долгосрочных фундаментальных факторов, которые заставят цены упасть очень сильно. При этом определенные колебания возможны».
Мордашов сказал, что доходность по производству железорудного сырья у Северстали сейчас примерно в два раза выше, чем по производству стали.
«Железорудное сырье продолжает оставаться для нашей группы очень хорошим элементом и вкладчиком в генерирование EBITDA (показателя прибыли до уплаты налогов, процентов, износа и амортизации)».
Спот-цены на железную руду в Шанхае сильно колеблются в последние месяцы, теряя с начала года порядка 13 процентов. В прошлом году цены на руду в Китае снизились примерно на 7 процентов.
САМООГРАНИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В условиях хронического перепроизводства и вялого спроса из-за стремления стран, особенно в Европе, экономить и не вкладываться в стройку производители стали задумались о том, чтобы снизить темпы выпуска.
Крупнейший стальной рынок мира - Китай, на который приходится около половины глобального производства, приструнил металлургов в попытке обуздать дальнейшее разбухание отрасли.
Мордашов в прошлом году предлагал правительствам и металлургам договариваться о сокращении выпуска стали через такие площадки, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
«Скорее, то, что я говорил, было пожеланием, так как с моей точки зрения, такое решение было бы полезно для отрасли в целом, - сказал Мордашов в четверг. - Я не уверен, что мы можем ожидать успешного решения этой проблемы, когда все согласятся и пойдут на ограничение производства».
«В то же время об этом говорят все больше, интенсивность обсуждения этой темы повысилась».
Мордашов добавил, что никакого специального обсуждения на уровне России компания не ведет.
В кризисных условиях металлургическую отрасль России может подлечить консолидация, говорят владельцы заводов и аналитики уже несколько лет.
С этим согласен и Мордашов: «Консолидация может помочь металлургической отрасли России в целом оздоровиться за счет снижения издержек и общей оптимизации».
«Кто когда с кем будет сливаться, абсолютно не возьмусь предсказывать».
АЛЮМИНИЕВЫЕ МАШИНЫ
Стальные производители переживают, что растущий спрос на алюминий в автопроме на фоне регулятивных изменений в США может подорвать их бизнес, который ориентирован в основном на строительную и автомобильную отрасли.
Правительство США заставило американские автоконцерны снижать расход топлива до 2025 года, из-за чего производители машин хотят использовать более легкие материалы.
Первой ласточкой стал самый популярный в Штатах пикап Ford F-150, новая версия которого на 95 процентов состоит из алюминиевого сплава, применяемого в оборонной промышленности, и теперь на 300 килограммов легче.
«Это действительно вызов для нас. Проблема такая есть», - сказал Мордашов.
«Но сталь в последнее десятилетие под угрозой риска замещения всегда находила возможности изобрести новые марки, новые виды конкуренции, например, high strength steel, которая в перспективе может конкурировать с алюминием и уже конкурирует с ним по соотношению цена-качество».
General Motors Co собирается выпустить грузовой автомобиль на легковом шасси к концу 2018 года.
REUTERS
|