Суал займет $600 млн. на Коми-Алюминий
04.02.05 // Газета.Ru
Суал-холдинг продолжает поиски денег на строительство глиноземного и алюминиевого комбинатов в Республике Коми. Договоренностей о стратегическом партнерстве с крупными зарубежными компаниями "СУАЛу" достичь так и не удалось, поэтому компания продолжает одалживать средства у иностранных инвесторов.
В четверг вторая алюминиевая компания в России – "Суал-холдинг" – заявила о намерении привлечь кредит в $600 млн. на финансирование своего крупномасштабного проекта "Коми-Алюминий".
Кредиторами выступят Европейский банк реконструкции и развития и международная финансовая корпорация IFC. Ранее обе финансовые компании уже дали "СУАЛу" под эти же цели $150 млн.
Стратегический для "СУАЛа" проект "Коми-Алюминий" предполагает строительство интегрированного глиноземно-алюминиевого комплекса на севере Республики Коми. Ожидаемая производительность комплекса составит до 6 млн. тонн боксита, 1,4 млн. тонн глинозема и от 300 до 500 тыс. тонн алюминия в год.
Для реализации всего проекта, стоимость которого оценивается в $2,1 млрд. ($1,2 млрд. из которых компания планировала занять), предоставленных средств явно недостаточно.
По этой причине в прошлом году "Суал" принял решение воплощать проект в жизнь поэтапно: сначала строить более дешевый глиноземный завод, а затем алюминиевый. В четверг председатель совета директоров компании Виктор Вексельберг косвенно подтвердил это мнение, заявив, что
американская корпорация Alcoa, с которой "Суал" долгое время вел переговоры о стратегическом партнерстве, "не будет участвовать в глиноземной части проекта".
Вексельберг не исключает, что американцы решат проинвестировать строительство уже алюминиевого комбината.
Помимо кредитов ЕБРР и IFC "Суал" в прошлом году подписал кредитное соглашение с канадской экспортно-кредитной организацией Export Development Canada. $20 млн. канадская компания предоставит "СУАЛу" под финансирование работ над банковским технико-экономическим обоснованием проекта, а также базовых инженерных работ. Из бюджета Республики Коми проект получил государственную гарантию от некоммерческих рисков на сумму $300 млн.
Строительство глиноземного завода в рамках проекта, как ранее заявляли в компании, должно начаться весной этого года. На рынке полагают, что реализация алюминиевой части проекта начнется, возможно, в 2007 году, после завершения реформирования РАО ЕЭС.
По официальной информации, задержка в строительстве вызвана тем, что "Суал-холдинг" пока не сумел достичь договоренности о фиксированной цене на газ и электроэнергию с "Газпромом" и РАО "ЕЭС России".
Этой же причиной объясняется срыв переговоров с Alcoa.
А пока холдинг решил вложиться в производство продукции высокого передела. На этой неделе стало известно, что "Суал" собирается строить завод по производству алюминиевой посуды с антипригарным покрытием в городе Ступино.
Строительство компания планирует закончить в течение года. Завод ScovO станет уже вторым предприятием группы, производящим продукцию такого рода. Сейчас это направление в холдинге представляет завод "Демидовский". Планируется, что общий годовой объем производства посуды с антипригарным покрытием обоих заводов к 2009 году достигнет 10 млн. штук. В ступинский проект "Суал" планирует вложить около $16 млн. Поставщиками основного сырья будут три российских производителя алюминиевых полуфабрикатов: Каменск-Уральский металлургический завод, Самарский металлургический завод и Ступинский металлургический комбинат.
Ставка "СУАЛа" на увеличение доли выпуска алюминиевой продукции с высокой добавленной стоимостью расходится со стратегией "Русского алюминия" – основного конкурента холдинга. "Русал" все усилия решил сосредоточить на выпуске первичного алюминия и на покупке активов за рубежом.
Такая политика, по мнению Станислава Клещева из ИК "Проспект", очень рискованна, однако она может принести результаты в кратчайшие сроки за счет повышения капитализации компании.
Эксперты отрасли такой шаг "СУАЛа" расценивают неоднозначно: потребитель продукции первого передела, считают на рынке, внутри страны еще не сформировался. Со сбытом отечественных товаров за рубеж дела обстоят и того хуже.
Для этого российским компаниям необходимо соответствовать многочисленным стандартам качества, делать крупные капиталовложения в модернизацию производственных мощностей, в раскрутку марки и в создание репутации на рынке.
Впрочем, "Суал" уже заявил, что собирается заняться решением этих проблем. Новый завод пройдет сертификацию корпораций Du Pont и Akzo Nobel для получения лицензий на право использования брэндов антипригарных покрытий при продвижении продукции на рынок.
Ирина Малкова
|