Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > СЕВЕРСТАЛЬ, ОАО -

За что любят русских в Италии

22.02.05 // Эксперт


"Северстали" удалось купить итальянскую сталелитейную компанию Lucchini только благодаря наличию длинного "кэша", которого не оказалось у ее европейских покупателей-конкурентов

Российская корпорация "Северсталь" купила 62% акций итальянской сталелитейной компании Lucchini - об этом было официально объявлено 16 февраля в Милане. Примерно за 430 млн. евро Группа "Северсталь" увеличит свое производство на треть - с 12 до 16 млн. тонн - и войдет в десятку мировых лидеров отрасли.

Глава компании Алексей Мордашов несколько месяцев назад заявил о своей стратегической цели - создать компанию с объемом производства 100 млн. тонн. После этого аналитики и менеджеры "Северстали" стали дружно говорить о том, что приобретаться будут только те активы, которые принесут технологическую, маркетинговую и производственную синергию. Никакой синергии в случае с покупкой Lucchini не будет, а сама сделка стала следствием удачного для "Северстали" стечения обстоятельств.

Шерше ля кэш

Вторую по размеру в Италии сталелитейную группу Lucchini основал после Второй мировой войны Луиджи Луккини. Это крупнейшая частная компания Италии, заводы которой расположены не только в Европе, но и по всему миру и, по признаниям специалистов, представляют собой одни из самых технологически совершенных сталелитейных и сталепрокатных производств. Достигнуть этого удалось благодаря затеянной несколько лет назад семейством Луккини крупной программе модернизации, в которой приняли участие лучшие мировые производители оборудования. Под эту программу были привлечены банковские кредиты на несколько миллиардов долларов. Результат не заставил себя ждать: продажи компании и ее балансовая прибыль (EBITDA) стали устойчиво расти. Однако в прошлом году компания получила чистый убыток в размере 148 млн. евро - сказалось долговое бремя.

Семейство Луккини попыталось спасти свой бизнес. Они продали почти всю "энергетику" и сталелитейные активы в Европе (польскую компанию Huta у Луккини выкупил европейский лидер отрасли Arcelor). Часть акций полностью семейной компании была продана группе портфельных инвесторов. Наконец, был приглашен известнейший итальянский "антикризисный" гуру Энрико Бонди (сейчас он назначен управляющим директором со скандалом разорившейся компании Parmalat). Бонди сумел реструктурировать задолженность Lucchini, снизив долговое бремя с 1,9 до 1,18 млрд. евро. Но и этого кредиторам показалось мало. Семейство Луккини было вынуждено искать стратегического инвестора. Главными кандидатами стали уже упоминавшаяся Arcelor и германский концерн Voest-Alpine. Но ни один не предложил Луккини главного - большого денежного кэша, который смог бы в одночасье решить все проблемы с кредиторами, а предлагали использовать при оплате векселя, облигации и собственные акции. В этот момент фортуна повернулась лицом к еще одному потенциальному покупателю, не числящемуся в фаворитах, - г-н Мордашов предложил оплатить акции компании живыми деньгами.

В Италии далеко не все с восторгом отнеслись к продаже русским национальной гордости итальянской индустрии. Особую обеспокоенность проявили профсоюзные лидеры и оппозиционные партии. Они прямо обвинили правительство в бездействии и в слабости всей национальной экономической системы. "Это показало полный провал всего класса итальянских предпринимателей, которые в очередной раз не смогли противостоять иностранной конкуренции", - так выразил общее мнение Джорджио Кремаски, секретарь профсоюзов Fiom-Cgil. Масла в огонь подлил основатель Lucchini и ее почетный президент Луиджи Луккини, который в интервью самой читаемой итальянской газете Corriere della Sera с горечью заявил, что можно было бы избежать продажи компании, если бы ему помогли банки. На продажу компании русским, по его мнению, пришлось пойти, только дабы избежать ее расчленения и продажи по кускам.

Сетования отца - основателя фирмы понять можно. Семья Луккини утрачивает контроль над своим бизнесом и при этом не получает видимых бонусов. По официальной версии, покупаемые "Северсталью" 62% акций Lucchini SpA - допэмиссия, и поэтому она поступит в распоряжение компании, а не ее бывшим владельцам. Более того, семейство Луккини купит часть допэмиссии за 20 млн. евро, чтобы сохранить значимое присутствие в капитале компании (29%).

Долги растут - рекомендации ухудшаются

Напомним, что в прошлом году "Северсталь" приобрела американскую сталелитейную компанию Rouge Industries. Вот здесь были налицо все признаки синергии. Российская компания получала не только выход на американский рынок, но и прямой доступ к автопроизводителям, новым технологиям производства и маркетинга. Плюс к этому "Северсталь" оказалась в состоянии дозагрузить полуфабрикатом простаивающие мощности Rouge Industries.

Особенность компании Lucchini - ее специализация. В частности, примерно пятую часть в продажах фирмы составляют рельсы. Рельсы - это так называемый сортовой, или длинный, прокат, используемый в основном в строительстве. "Северсталь" же в основном производит листовой, или плоский, прокат, используемый главным образом в автопроме и судостроении. Оба типа проката имеют почти не пересекающиеся рынки сбыта и специфические принципы продаж. Прямой синергии от объединения активов "Северстали" и Lucchini не получается.

Еще одна специализация Lucchini - спецстали, которые в России производят лишь заводы "Мечела". И здесь синергии в объединении с "Северсталью" не видно.

Впрочем, по линии спецсталей у заводов Луккини есть прямой выход на автопроизводителей. В частности, из металла итальянцев делаются коленвалы и шестеренки большинства французских автомобилей. Но даже в самой "Северстали" предлагают не искать никаких иных причин в покупке Lucchini, кроме идеи расширения бизнеса. "По большому счету, не стоит искать никакой технологической синергии от объединения Северстали и заводов Lucchini", - говорит Григорий Мэйсон, технический директор Группы "Северсталь".

И именно по этой причине удачно проведенная благодаря подвернувшемуся случаю сделка не воспринимается на ура и в России. Например, аналитики инвесткомпании UFG усомнились в целесообразности стратегии зарубежных приобретений "Северстали", считая, что это уже привело к снижению рентабельности компании. Аналитик по металлургии инвесткомпании "Метрополь" Денис Нуштаев говорит, что "выгод и синергии от покупки Lucchini нет почти никаких. Только рост долгов и сокращение рентабельности. Если Северсталь помимо Lucchini купит еще и канадскую Stelco, то нашим клиентам будут выставлены рекомендации продавать акции Северстали".

Андрей Виньков, Евгений Уткин, Дмитрий Сиваков


Обзоры предприятий: СЕВЕРСТАЛЬ, ОАО -

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru