Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > КРИВОРОЖСТАЛЬ, КРИВОРОЖСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ -

Сколько стоит Криворожсталь

16.03.05 // Укррудпром


В разгар реприватизационных споров вокруг меткомбината "Криворожсталь" есть смысл подумать о формах оценки того или иного объекта.

Как известно, в июне 2004 года промышленно-финансовый консорциум "Инвестиционно-металлургический союз" приобрел на приватизационном конкурсе 93,02% акций "Криворожстали" за 4260 млн. грн. (800 млн. долл.), притом, что стартовая цена пакета была установлена на уровне 3 806 млн. грн. (715 млн. долл.).

Вокруг данной сделки звучало много мнений. Так, известно, что представители международной компании LNM заявляли о готовности заплатить за завод 1,5 млрд. долл. В то же время, по словам лидера Соцпартии Александра Мороза, завод стоит не меньше 4 млрд. долларов. Президент Виктор Ющенко, в свою очередь, говорил о 3 млрд. долларов.

К сожалению, никто из них не предоставил общественности даже основных принципов своих методик оценки. Кроме, конечно, Фонда госимущества, методика которого известна в основном благодаря оригинальному коэффициенту политической конъюнктуры.

"Ведомости" посчитали нужным, не вдаваясь в цифры, рассказать об основных носителях стоимости, из которых может формироваться цена контрольного пакета акций меткомбината.

Первый тезис состоит в том, что каждое такое производство в мире уникально, поэтому к каждому подход отдельный. Это можно сказать в противовес недавним примерам приватизации меткомбинатов в Восточной Европе, которые уходили за считанные миллионы долларов и довеска из инвестиционных обязательств.

Аналогии с приватизацией в Восточной Европе не очень корректны, ведь бывшие страны соцлагеря уже не полностью самостоятельные в своей экономической политике государства, к тому же с открытыми рынками и серьезно использованным потенциалом развития. Бизнес в них осложнен жесткими экологическими нормами. Кроме того, на рынке объединенной Европы есть другие, более мощные, производители. А потому, можно сказать, что низкая цена за металлургические заводы в Восточной Европе – это их плата за вступление в ЕС.

В то же время, покупка "Криворожстали" для любой из западных компаний это, прежде всего, не завод, а вход на рынки Украины и СНГ и право стать крупнейшим металлотрейдером в стране, где ближайшее 20 лет будет активно развиваться машиностроение и строительство. Кроме того, для транснациональных компаний "Криворожсталь" – это база, с которой можно участвовать в конкурсах на разработку месторождений в Украине и СНГ.

Таким образом, покупка завода иностранцами – это приобретение больше бизнеса и перспектив, нежели железа. И они знают, сколько нужно за это платить. В то же время любой из отечественных инвесторов, купивший комбинат, вряд ли создаст большое число попутных бизнесов, а потому ценность комбината для них представляется меньшей. Ведь отечественные промышленники уже много лет владеют предприятиями ГМК, но при этом можно перечислить по пальцам случаи начала разработки новых месторождений или наладки выпуска новой продукции.

В то же время, придя в Украину, крупная международная металлургическая компания, скорее всего, поступит по классическому сценарию. Номенклатуру продукции сократят в десятки раз, оставив за заводом лишь определенную специализацию – "Криворожсталь" войдет в группу, состоящую из десятков подобных производств.

Хорошим примером поведения крупных компаний может служить судостроительная отрасль. Сегодня, большинство отечественных заводов куплены или попали под влияние голландской судостроительной компании "Демян Шипярдс". Что произошло с номенклатурой выпускаемой ими продукции, увидеть не сложно. Да, заводы загружены работой, но выпускают они лишь корпуса судов, которые потом доводят до полной готовности на верфях в Европе, где и получают основную часть добавленной стоимости.

Следовательно, отечественные судостроители загружены работой, но цикл стопроцентного строительства развивается не очень активно. А значит, если завтра у государства возникнет желание построить новые корабли или появится серьезный отечественный покупатель, то, возможно, выполнять заказ придется по той же схеме – корпуса варим в Николаеве (стоимость 1,5 млн. долл.), навигационное оборудование и прочее монтируем в ЕС (5-7 млн. долл.).

Таким образом, оказавшись в руках иностранного инвестора, "Криворожсталь" может навечно остаться производителем чугуна и слябов, ну и еще полутора десятка наименований строительной арматуры. А стали, нужные машиностроителям, придется завозить из США и Японии. И купить их можно будет, конечно же, у иностранного трейдера.

Можно сказать, что вопрос приватизации "Криворожстали" напрямую зависит от того курса реформ, который собирается проводить правительство. Если это полное вливание в мировую экономику на правах вечно слабого партнера, тогда иностранный инвестор – это именно то, что нужно. Если взят курс на строительство сильного самодостаточного промышленного комплекса, то нужно думать о качественном отечественном инвесторе.

С другой стороны, ни один крупный отечественный холдинг не застрахован от того, что он будет продан или со временем войдет в структуру крупной международной компании.

Однако противоположным примером в этом плане может быть Китай, где 15 лет назад не стали продавать ведущие заводы иностранцам, а взяли курс на строительство гармоничного промышленного комплекса страны. Результаты такого шага сегодня всем известны.

Учитывая все сказанное, можно сделать только один вывод: в случае открытого конкурса по "Криворожстали" или любому другому подобному объекту, транснациональные компании всегда будут готовы заплатить в полтора-два раза больше общепринятой цены – суммы, равной пятилетней окупаемости инвестиций.

А потому, наверное, единственным способом для государства не прогадать является несложная процедура подглядывания в текст документа под названием "Промышленная политика Украины на ближайшие 20 лет", в котором бы было написано, какие отрасли и за счет чего мы хотим развивать, и в каком виде хотим их видеть. Но такого документа нет, как нет и вестей о его активной разработке. А значит, любые действия правительства являются лишь чередой ошибок.

Михаил КУХАР, Киевские ведомости


Обзоры предприятий: КРИВОРОЖСТАЛЬ, КРИВОРОЖСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ -

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru