Infogeo.ru - на главную Infogeo.ru

Крупнейшая база данных по рынку металлов в открытом доступе.

Публикации по рынкам цветных и черных металлов
Предприятия | Темы | Аналитика | Обзоры рынка

Главная > Публикации > Предприятия > СЕВЕРСТАЛЬ, ОАО -

Северсталь столкнется с НЛМК. Металлургические гиганты увеличивают свое присутствие в порту Санкт-Петербург

19.07.04 // RBC-Daily


Вчера в ЗАО "Северстальтранс" RBC daily подтвердили, что уже в течение нескольких дней одна из крупнейших транспортных компаний страны ведет переговоры с Nasdor Anstalt (Лихтенштейн) о покупке 50% акций ЗАО "Нева-Металл" – стивидорной компании Морского порта Санкт-Петербург. В случае удачного завершения переговоров "Северстальтранс" получит полный контроль над ЗАО "Нева-Металл".

В самой компании подробно ситуацию не комментируют, однако специалисты называют "Неву-Металл" важным стратегическим приобретением "Северстальтранса". Во-первых, ее мощности позволяют перевалить более трети всего металла, экспортируемого "Северсталью". А во-вторых, "Нева-Металл" позволит "Северстали" существенно укрепить свои позиции в питерском порту, основными акционерами которого сейчас являются структуры Новолипецкого металлургического комбината – одного из главных конкурентов "Северстали".

Большой порт Санкт-Петербург является вторым по величине портом России после Новороссийского морского торгового порта. Суммарный грузооборот порта, в состав которого входит 25 стивидорных компаний, по итогам 2003 г. возрос на 2,5% и составил 42 млн. т. В январе-мае 2004 г. грузооборот порта возрос на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и составил 17,54 млн. т. Крупнейшим оператором Большого порта является ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", в составе которого насчитывается 7 стивидорных компаний. По итогам 2003 г. ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" перевалило 21,9 млн. т груза, что на 5,4% ниже показателей 2002 г., а за 5 месяцев этого года грузооборот порта вырос по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 23% – до 9,6 млн. т. Крупнейшим акционером Морского порта Санкт-Петербург является датская компания Jysk Staalindustri, действующая в интересах ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" (НЛМК). В конце июня она приобрела контрольный пакет акций порта у офшорной компании Nasdor Anstalt Inc., основанной предпринимателями Виталием Южилиным и Андреем Кобзарем. Кроме того, Jysk Staalindustri выкупила у Nasdor 81%-ные доли в Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаниях, а также 51% акций Стивидорной лесной компании.

Но на этом изменения в акционерной структуре порта не закончились. В конце прошлой недели Виталий Южилин сообщил о начале сделок по продаже 50% долей еще в двух стивидорных компаниях Морского порта Санкт-Петербург: ЗАО "Балтийский балкерный терминал" (занимается перевалкой удобрений) и ЗАО "Нева-Металл" (специализируется на перевалке металлов). Первый должен отойти ОАО "Уралкалий", а переговоры с Nasdor о покупке принадлежащего ей пакета акций "Нева-Металл" сейчас ведет ЗАО "Северстальтранс" (по 50% акций принадлежит ОАО "Северсталь" и менеджменту компании). В настоящее время "Северстальтранс" владеет 50% акций "Нева-Металл" и в случае удачного итога переговоров, которые вышли на завершающую стадию, станет владельцем 100% акций. По словам участников рынка, окончание переговоров планируется в августе этого года. Сумма сделки не разглашается, однако, по оценкам участников рынка, она составит не менее 20 млн. долл.

Опрошенных RBC daily специалистов не удивляют подобные действия Nasdor. "Раньше ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" контролировали структуры В. Южилина, но потом В. Южилина перестал интересовать бизнес, связанный с массовыми грузами, и он решил сосредоточиться на контейнерах. Была создана Национальная контейнерная компания, после чего началась распродажа непрофильных активов Nasdor", – сказал RBC daily директор Агентства специальных исследований (Санкт-Петербург) Рубен Тертерян. Как пояснил корреспонденту газеты гендиректор компании TransCare Russia Владимир Ашурков, управление "Нева-Металл" всегда осуществляли менеджеры "Северстальтранса", а Nasdor был пассивным акционером. То, что компания Nasdor решила сконцентрироваться на контейнерных грузах, очевидно. В ее собственности осталось только по 50% акций крупнейшего в России контейнерного терминала ЗАО "Первый контейнерный терминал" (входит в состав ООО "Национальная контейнерная компания") и ОАО "Балтконтейнертерминал" (Усть-Луга).

В ЗАО "Северстальтранс" RBC daily подтвердили факт ведения переговоров, однако более подробно комментировать ситуацию отказались. Тем не менее, эксперты считают, что "Нева-Металл" станет важным стратегическим приобретением "Северстальтранса". "Теперь в порту появился новый сильный игрок – НЛМК, и, чтобы сохранить там свои позиции и иметь площадку для перевалки металлов, "Северстальтрансу" необходимо купить пакет акций ЗАО "Нева-Металл", чтобы стивидор не ушел к другому инвестору", – пояснил Рубен Тертерян. Владимир Ашурков также отметил, что "Нева-Металл" исторически переваливает металл "Северстали" и является очень эффективной и прибыльной компанией. Так, в 2003 г. ее грузооборот – 1,8 млн. т. Это составляет почти половину перевалки черных металлов всего порта Санкт-Петербург, которая по итогам прошлого года оценивается в 3,9 млн. т.

Кроме того, выяснилось, что именно на "Неву-Металл" приходится перевалка существенной части металлов, экспортируемых "Северсталью". По данным корпорации производителей черных металлов "Чермет", в 2003 г. "Северсталь" произвела 8,8 млн. т готового проката (17% от общероссийского производства). Данные по экспорту металлургических комбинатов являются закрытыми, однако, по оценкам экспертов, крупные меткомбинаты отгружают на экспорт не менее 40% производимой продукции. Таким образом, в прошлом году "Северсталь" вывезла за границу не менее 3,5 млн. т. В этих условиях весьма неплохо иметь полный контроль над "Невой-Металл", которая способна взять на себя половину экспорта металлургического гиганта. По словам анонимного источника RBC daily, через "Неву-Металл" "Северсталь" перевозит не менее 1,5 млн. т металла в год (только за первые 5 месяцев 2004 г. "Северсталь" экспортировала через "Неву-Металл" 833,5 тыс. т – прим. RBC daily) и еще порядка 1 млн. т через Первую стивидорную компанию. При этом опрошенные RBC daily эксперты говорят, что "Северсталь" имеет серьезные возможности для наращивания экспорта металлов через Санкт-Петербург. "Резервы у порта есть, хотя точные цифры здесь назвать сложно, – сказал Рубен Тертерян. – Но только за январь-май этого года по сравнению с 2003 г. рост перевалки металлов в питерском порту составил 12%, в том числе 10% по ЗАО "Нева-Металл".

По мнению аналитиков, в этих условиях уже сейчас можно говорить о столкновении в Санкт-Петербургском порту интересов двух крупнейших металлургов страны – "Северстали" и НЛМК. И хотя серьезных конфликтов здесь не ожидается (по словам г-на Тертеряна, металлурги четко поделили площадки в порту, где они будут оперировать), жесткой конкуренции компаниям избежать не удастся. По итогам 2003 г. НЛМК произвел 8,2 млн. т проката (16% рынка), а на экспорт поставил более 3 млн. т. Через питерский порт, по оценкам различных экспертов, НЛМК экспортирует от 300-500 тыс. т до 1 млн. т металлов в год. Это, конечно, на порядок меньше объемов "Северстали", но нельзя забывать, что совсем недавно он приобрел четыре стивидорные компании в порту, что позволит ему существенно увеличить свою перевалку в этом направлении.

Евгения Гаврилюк, Отдел компаний


Обзоры предприятий: СЕВЕРСТАЛЬ, ОАО -

Обзоры рынка:






Поиск по сайту Infogeo.ru с помощью Яндекс


Infogeo.ru

Новости, аналитика

Новости рынка

Аналитика

Обзоры рынка

Публикации

Цены на металлы

Биржевые котировки

Цены российского рынка

Индексы цен

Прайс-листы

Цены мирового рынка

Статистика

Производство металлов

Предприятия

Продукция

Внешняя торговля

Объявления, справочники

Доска объявлений

Справочник предприятий

Продукция предприятий

Справочник по металлам





Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика




Заявление о снятии ответственности. Настоящий информационный обзор подготовлен Infogeo.ru исключительно в информационных целях. Настоящий информационный обзор и содержащиеся в нем сведения носят исключительно информативный характер и не могут восприниматься как предложения или рекомендации относительно купли/продажи материальной продукции, ценных бумаг, либо других финансовых инструментов, а также не должны быть истолкованы, прямо или косвенно, как информация, содержащая рекомендации по инвестициям. Все выводы и заключения, представленные в настоящем обзоре, актуальны на дату, указанную в обзоре. Ни Infogeo.ru, ни его сотрудники не несут юридической и/или финансовой ответственности за любой ущерб, прямой, непрямой или косвенный, возникший вследствие использования материалов настоящего обзора, а также вызванный недостаточной полнотой представленной информации. Любая форма копирования, воспроизводства и распространения материалов настоящего обзора, полностью или частично, возможна только с письменного разрешения Infogeo.ru